Ganfayter (ganfayter) wrote,
Ganfayter
ganfayter

Categories:

Забытые лица России: Летчик мичман Михаил Сафонов.

Мой комментарий: Среди тех кто любит и знает авиацию мало найдется кто не знает советского аса Северного флота Бориса Сафонова. Но история постепенно приоткрывает нам тайны напоминая, что в нашем Отечестве были другие Сафоновы, кто тоже любил свою Родину и защищал ее тоже будучи асом- летчиком. Но ему не нужно было писать на своем самолете "За Сталина", потому что он защищал Россию, а не то, что нес большевизм. Ganfayter

1 апреля 1918 года с Комендантского аэродрома в Петрограде в сторону Финляндии вылетело пять самолетов. Все самолеты, принадлежавшие Советам, летчики угнали на свой страх и риск. Командовал этой «самосформированной» эскадрильей лучший истребитель Балтийского флота, «Балтийский орел» - Михаил Сафонов.


Михаил Иванович Сафонов родился 13 ноября 1893 года в городе Острогожске Воронежской губернии в семье купца. Юноша выбрал профессию военного и в 1909 году после окончания гимназии поступил в московскую Военно-морскую академию. В мае 1914 года окончил академию и 29 июля был произведен в мичманы. С первых дней участвовал в 1-й Мировой войне в составе Балтийского флота, с 1915 года в качестве летчика морской авиации, которая только была создана на Балтийском флоте (награжден: орденом Св.Анны 4-й степени, Св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св.Владимира 3-й степени с мечами и бантом). В конце 1917 года Сафонов командовал 2-м авиационным отрядом, и считался победителем в пяти воздушных боях (лично сбил 5 немецких аэропланов) Михаил Иванович оказался самым результативным летчиком-истребителем Первой мировой войны в сражениях над Балтикой. Однако после подписания Брестского мира Сафонов вместе с десятками тысяч других офицеров попал в разряд демобилизованных. Оказавшись фактически без средств к существованию, Михаил Иванович подписал контракт с «белым» финским правительством, в Финляндии в это время шла гражданская война между «белым» и «красным» правительствами, а большевизм был Сафонову крайне неприятен в любых формах и ипостасях… Среди русских летчиков-асов 1-й Мировой войны Сафонов был, пожалуй, наиболее непримиримым противником Советской власти, с которой разошелся сразу и окончательно.
В южной Финляндии и особенно в Выборге, ставшем последним оплотом «красных» просоветских финнов, царил настоящий красный террор. После победы «белых» на севере и в Центральной Финляндии основные военные действия переносятся на Карельский перешеек, именно тогда до Маннергейма доходят слухи, что некоторые офицеры бывшей царской армии недовольны новой властью, и не против перейти служить в армию Финляндии, на переговоры с ними отправляется русский офицер, родом из Выборга – Александр Крашенинин.
Еще в марте 1918 года, в самый разгар гражданской войны в Финляндии, шведский граф фон Розен подарил Маннергейму один аэроплан, который приземлился прямо в окрестностях Ваасы («столицы» финских «белых»). Вскоре из Швеции по железной дороге прибыли еще три самолета. Еще пять самолетов, пилотируемых русскими летчиками, как уже было сказано, приземлились на Карельском перешейке, перелетев из большевистского Петрограда.
Вступая в финскую армию все русские офицеры получают псевдонимы, старший лейтенант морской пехоты Игорь Зайчевский становится капитаном Эриком Илмариненом, его брат Олег - капитаном Отто Илмариненом, лейтенант морской пехоты Михаил Шаблович - капитаном Микко Хейконеном, капитан Владимир Парфиненко - капитаном Валдемаром Адлерхеймом, Михаил Сафонов - капитаном Микко Вуоренхеймом.
Боевое крещение авиагруппа получила под Йоутсено. Участие летчиков в военных действиях было недолгим. После тяжелых боев «белые» освобождают Выборг (к сожалению, репрессиям со стороны армии подверглась и часть русского населения города – офицеры, чиновники, полицейские). После окончания полетов офицеры некоторое время обучали первое поколение финских военных летчиков, однако в сентябре 1919-го все русские летчики были неожиданно и без объяснения причин уволены. Судя по всему, это было связано с отказом командующего Северо-Западной белой армии генерала Юденича признать независимость Финляндии. Ходатайства командования ВВС Финляндии о продлении контракта не имели успеха. Все пилоты были награждены крестом Свободы и спешно уволены.
Первым покинул страну Михаил Сафонов. Он направился на юг России, чтобы присоединиться к Белому движению (добрался до Новочеркасска, где вступил в армию генерала Деникина), затем жил в Персии, Индии и Китае. Михаил Шаблович тайно перешел границу и проник в Петроград, чтобы попрощаться с родными и друзьями перед тем, как отправиться на юг России, чтобы примкнуть к Белому движению, но в городе он был кем-то опознан, арестован ЧК и расстрелян. Дольше всех остававшиеся в Финляндии Зайчевские и Парфиненко принимают решение через Америку пробираться в армию Колчака. Однако в Стокгольме друзья присоединяются к подпольной группе готовившей теракты против советского посольства. В итоге вся группа была арестована шведской полицией и приговорена к восьми годам заключения (правда им удалось выйти раньше – в связи с королевским указом о помиловании). 

Источник: http://manul-a.livejournal.com/158888.html

Tags: Забытые лица России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments